18+

Психолог - что это за врач? Детский и семейный врач - консультации

18
спасибо Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Записаться к Психологу

Чтобы записаться на прием к врачу или диагностику, Вам достаточно нажать для кнопку и оставить свои контактные данные







Оператор Вас выслушает и перенаправит звонок в нужную клинику, либо примет заказ на запись к необходимому Вам специалисту.

Или же можно нажать зеленую кнопку «Записаться Онлайн» и оставить свой телефон. Оператор перезвонит Вам в течение 15-ти минут и подберет Вам специалиста, соответствующего Вашему запросу.

В данный момент запись ведется к специалистам и в клиники в Москве и Санкт-Петербурге.



Кто такой психолог?

Психолог – это специалист с высшим образованием по специальности психология. В то же время, психология - это наука, изучающая сложный внутренний мир человека, а именно психические процессы, происходящие в нем. В бытовой среде психолога часто называют психотерапевтом или психиатром, что не является верным. Основным отличием психолога является отсутствие у него медицинского образования.

К основным вопросам, которые изучает психолог, относятся:
  • основные законы развития психических явлений;
  • закономерности функционирования психики человека;
  • изучение человека как индивидуума (отдельной личности) и как части социума;
  • изучение поведения человека.
Таким образом, предметом работы психолога являются закономерности психики человека в отражении его поведения и взаимодействия с миром.

Образование психолога

Психолог – это специалист с высшим образованием по специальности психология. На сегодняшний день факультеты психологии находятся в большинстве университетов. После окончания университета большинство психологов проходят дальнейшую специализацию. Наиболее популярной и востребованной на сегодня специализацией является клиническая психология.
Клиническая психология – это раздел психологии, изучающий психические явления у людей, страдающими различными душевными болезнями. Таким образом, основное отличие между клинической психологией и просто психологией является то, что первая изучает процессы психики у больных людей, а вторая - у здоровых.

Кроме клинической психологии большой популярностью сегодня пользуется психотерапия. Психологи также могут квалифицироваться в психотерапевты, пройдя при этом специальные курсы. Для каждого психотерапевтического направления существуют свои курсы, длительность которых может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.

Курсы психолога

Сегодня существует множество онлайн ресурсов и курсов для психолога. Однако сразу стоит отметить, что они не заменяют диплома. Как правило, эти курсы являются дополнительным подспорьем и способом повышения квалификации.

Так, это могут быть просто курсы по психологии, направленные на поднятие самооценки или решение семейных проблем.

К наиболее популярным курсам по психологии относятся:
  • психология любви;
  • мастерская для родителей;
  • семейная психология;
  • психосоматика (раздел психологии, изучающей взаимосвязь между телесными заболеваниями и психикой);
  • основы провокативной психологии.
По мере развития психологии и становления ее как науки развивались основные ее направления. Сегодня каждый специалист может придерживаться того или иного направления. Однако стоит отметить, что у всех этих направлений есть общая основа.

К основным современным направлениям в психологии относятся:
  • бихевиористская психология;
  • гештальтпсихология;
  • гуманистическая психология;
  • ассоциативная психология;
  • психоанализ.
Бихевиористская психология
Сторонники этого направления отрицают наличие «сознания» как самостоятельной формы. Они считают что психика (и сознание) человека – это совокупность реакций организма на внешнюю среду. Другими словами они относят психику человека к форме его поведения ("behavior" в переводе с английского означает "поведение"). Предметом такой психологии является поведение человека как содержание его психики.

Гештальтпсихология
Предметом изучения этого направления являются потребности, эмоции и воля человека. С немецкого языка "gestalt" – переводится как "форма" или же "структура". Согласно гештальтпсихологии психике человека присуще организация опыта в доступное пониманию единое целое (то есть в форму).

К основным принципам восприятия относятся:
  • принцип общей зоны – повседневное восприятие формируется наравне с прошлым опытом;
  • принцип целостности – психика имеет тенденцию к упрощению и целостности;
  • принцип замкнутости – сознание пытается всегда придать законченность событиям;
  • принцип близости – внешние стимулы, расположенные в непосредственной близости, воспринимаются как единое целое.
Гуманистическая психология
Сторонники этого направления склонны считать, что личность человека – это уникальная целостная система, которая, в свою очередь, и является объектом изучения. Таким образом, гуманистическая психология ставит в центре всего личность человека и интерпретирует ее как открытую и постоянную возможность самоизучения.

Положения гуманистической психологии следующие:
  • каждый человек уникален по-своему;
  • каждый человек наделен потенциалом к постоянному и непрерывному развитию;
  • человек – это постоянно активное существо;
  • каждый человек наделен свободой, которая дает ему право выбора.
Ассоциативная психология
Данное направление в психологии пытается объяснить психические и мыслительные процессы с помощью ассоциаций. На сегодняшний день это направление утратило свою актуальность, поскольку доказало свою несостоятельность.

Психоанализ
Это одна из психологических теорий, разработанная в конце XIX века Зигмундом Фрейдом. С тех пор данное направление претерпело множество изменений, но не утратило своей актуальности.

Основные положения психоанализа следующие:
  • поведение и познание человека, как правило, определенно его иррациональными влечениями;
  • в свою очередь, эти влечения имеют бессознательную природу;
  • попытка осознать осмыслить и осознать эти влечения приводят к формированию защитных механизмов;
  • формирующийся конфликт между бессознательным и осознанным восприятием может привести к различным психоэмоциональным расстройствам – депрессиям, страхам, неврозам;
  • разрешение этого конфликта происходит путем осознания бессознательного материала.

Клинический психолог

Клинический психолог – это специалист, прошедший дополнительную квалификацию по клинической психологии. Как правило, данная квалификация проходится на базе клинических отделений психиатрических или неврологических больниц. Основное отличие данного раздела психологии является потребность в клинической практике, а именно в психиатрической и неврологической.

Клинический психолог в отличие от обычного психолога работает с людьми, страдающими различными психическими расстройствами. Чаще всего эти специалисты работают при больницах и центрах психического здоровья.

К основным направлениям клинического психолога относятся:
  • Психодиагностика. Клинический психолог вместе с врачом (чаще всего психиатром) принимает участие в постановке диагноза. Для этого он использует различные опросники и шкалы. Например, для постановки диагноза умственной отсталости он используется тест Равена или Векслера, для определения степени депрессии – шкалы Гамильтона и Бека.
  • Психологическое консультирование. Консультации психолога также могут преследовать различные цели. Это может быть лечебная цель (когда не рекомендуются медикаменты, а только психотерапия), реабилитационная (для людей, переживших стресс) или профилактическая (для профилактики постстрессового расстройства).
  • Психологическая экспертиза. В данном случае психолог может являться частью трудовой, судебной, военной или педагогической экспертизы.

Работа психолога

Работа психолога состоит в преодолении и разрешении тех проблем, с которыми пришел к нему на прием клиент. Сразу необходимо отметить, что границы компетенции у психолога существенно отличаются от таковых у психотерапевта. Так, если это не клинический психолог то, как правило, его работа ограничивается помощью в преодолении внешних и внутренних конфликтов.



Границы работы клинического психолога существенно расширяются. Благодаря его клиническому (медицинскому) профилю он может работать с пациентами, страдающими неврозами, пограничными расстройствами.

Чаще всего работа психолога заключается в разрешении конфликтов. Это могут быть конфликты на работе, дома. Важно понимать, что вне зависимости от причины этих столкновений, они разрушающе действуют на людей. Любой даже незначительный конфликт затрудняет дальнейшее функционирование (продуктивную работу) человека. Длительные же конфликты могут порождать страхи, враждебность, бессонницу.

Ранее считалось что конфликт – это результат неэффективного управления и организации. Однако сегодня большинство психологов считают, что они не только неизбежны, но и желательны. Важным моментом здесь является управление конфликтом, а если это умение управлять кризисной ситуацией отсутствует, то необходимо этому научиться. Именно в этом и заключается работа психолога.

Детский психолог

Как правило, на прием к детскому психологу изначально обращаются родители. Именно они излагают основные проблемы, которые беспокоят их в поведении малыша. Также очень часто к психологу обращаются по рекомендации школьного учителя.
Детский психолог поможет объяснять, почему у ребенка появились те или иные страхи, сложности в общении со сверстниками, агрессивное поведение. Однако, чего не сможет сделать психолог, так это устранить сложившуюся проблему в одиночку.

В детской психологии (и психиатрии) большее значение играет тест Векслера. Данный тест выполняется с целью определения уровня интеллекта. Является аналогом теста Равена, наибольшей популярностью пользуется в западных странах. Однако, в связи с высокими требованиями к психодиагносту (психологу, проводящему тестирование) и сложностями адаптации, этот тест в России и на постсоветском пространстве не так популярен.

Кроме тестов на определение уровня интеллектуального развития, детские психологи в своей работе используют «профиль психического развития». Этот тест направлен на определение психического развития у детей с расстройством аутистического спектра.

Учитывая тот факт, что все диагностические тесты и шкалы ориентированы на детей от 3 лет и более, то наибольшую трудность представляет работа с детьми младшего возраста. Специально для них были разработаны различные методики, адаптированные к возрастным особенностям и позволяющие оценить психическое развитие ребенка.
Одной из таких методик является график нервно-психического обследования ребенка. Он содержит задания, позволяющие определить эмоциональную, моторную, познавательную и сенсорную сферу малыша. Аналогом данного тестирования в западных странах является поведенческий скринирующий опросник, который учитывает основные параметры поведения малыша. Основными параметрами при этом являются особенность эмоционального реагирования, пищевое поведение, характер сна.

Занятия с психологом

Коррекция определенных проблем требует длительных и систематических занятий с психологом. Целью занятий становится не та проблема, с которой обратились родители, а та, которая была выявлена в ходе комплексного обследования. Зачастую эти две проблемы находятся на противоположных концах. Случается и так, что психолог и вовсе не обнаруживает никаких проблем у ребенка, но, в то же время, советует обратиться за помощью к психологу (или психотерапевту) родителям.

К основным проблемам, с которыми обращаются к детскому психологу, относятся:
  • неуверенность в себе, застенчивость;
  • повышенная тревожность, множественные страхи;
  • проблемы на уровне общения (коммуникации) со сверстниками;
  • агрессивное поведение;
  • саморазрушающее поведение (когда дети наносят себя увечья);
  • нарушения концентрации внимания;
  • гиперактивное поведение.
Как правило, для каждого периода развития, характерны свои проблемы. Так, для детей дошкольного возраста и школьников характерно нарушение концентрации внимания, гиперактивное поведение. В данном случае занятия будут направлены на повышение способности к концентрации. При гиперактивном поведении рекомендуются занятия на статику – а именно на усидчивость. Способность концентрировать свое внимание развивается постепенно - изначально развивается способность удерживать внимание на минуту, потом на 5 и так далее.

При борьбе со страхами и повышенной тревожностью детские психологи используют различные методики. Так, очень распространен метод, когда детей просят визуализировать свой страх, то есть нарисовать. Далее тактика индивидуальна. Очень часто страхи пытаются превратить во что-то внешне красивое. Например, фантом или бабу Ягу приукрашивают - рисуют ей бант, делают черты более привлекательными. Таким образом, страх переходит из чего-то непонятного и ужасного в осознанное и понятное, благодаря чему и перестает быть страхом.

Также тревожным детям рекомендуется арт-терапия, песочная терапия и другие виды терапий. Посредством рисования или конструктора дети могут выражать свои эмоции, проблемы их беспокоящие. Так, с помощью игры дети могут проецировать свой гнев, скопившуюся энергию. Гиперактивным детям также рекомендуется посещение спортивных секций, чаще всего это плавание. Занимаясь спортом, дети освобождают накопившуюся энергию, в результате чего становятся более уравновешенными.

Педагог-психолог

Педагог-психолог – это специалист, который оказывает психологическую помощь ученикам или воспитанникам различных образовательных учреждений. В своей работе он опирается на знания как из области психологии, так и из сферы педагогики. На данную должность может быть принято лицо с базовым психологическим образованием. Также педагогом-психологом может работать человек, который имеет высшее образование в любой области и прошел дополнительную профессиональную подготовку в сфере детской практической психологии. Согласно законодательству, продолжительность такой подготовки должна быть не меньше 1200 часов.

Какими знаниями должен обладать педагог-психолог?
Чтобы справляться со своими обязанностями, этот специалист должен обладать набором знаний в области педагогики и психологии.

Существуют следующие области, в которых должен разбираться педагог-психолог:
  • законы Российской Федерации (или той страны, в которой он работает), касающиеся образования;
  • составление, правильное хранение и выдача при необходимости соответствующей документации (например, справки о психоэмоциональном состоянии ученика);
  • положения общей и педагогической психологии, симптомы нарушений психического здоровья, возрастные особенности детской психики;
  • современные методы диагностики и оказания помощи как в групповом, так и в индивидуальном порядке;
  • особенности работы с детьми, которые обладают теми или иными аномалиями в развитии.
Основные задачи педагога-психолога

Профессиональные задачи педагога-психолога можно разделить на общие и частные. Среди общих задач основной является обеспечение и сохранение здорового климата в образовательном учреждении, для того чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно. Также сюда относится коллективное обучение детей различным методикам, которые помогут им решать межличностные проблемы, противостоять стрессу и развиваться как личность.


К частным задачам относится индивидуальное наблюдение каждого учащегося с целью своевременного выявления психологических проблем и их эффективное устранение. Для этого педагог-психолог регулярно проводит консультирование, опросы, тесты, которые могут быть как открытого, так и анонимного типа.

Специфика деятельности педагога-психолога во многом зависит от типа учреждения, в котором он работает. Так, в детском саду он помогает детям акклиматизироваться, в средней школе больше занимается подростковыми проблемами. В специализированных интернатах, где учатся дети с теми или иными отклонениями в развитии, этот специалист в большей степени работает над их особенностями.

Профессиональные обязанности педагога-психолога
Перечень должностных обязанностей этого специалиста включает все необходимые мероприятия, необходимые для достижения как общих, так и частных задач. Составляется этот перечень с учетом законодательства, а также особенностей учебного учреждения, в котором работает педагог-психолог.

Существуют следующие основные должностные обязанности педагога-психолога:
  • проведение мероприятий с целью предотвращения конфликтов как между самими учениками, так и среди учеников и преподавательского состава;
  • обнаружение проблем, с которыми сталкиваются дети в процессе посещения учебного учреждения;
  • выявление факторов, которые мешают ребенку усваивать учебный материал и развиваться как личность;
  • проведение диагностики с целью выявления учеников, нуждающихся в психологической поддержке и оказание требуемой помощи;
  • информирование преподавателей о состоянии/проблемах/способностях ребенка с целью выбора наиболее эффективных методов работы и обучения;
  • развитие у учащихся навыков, способствующих адаптации в социуме вне стен учебного заведения;
  • помощь ученикам старших классов с выбором профессии в будущем;
  • консультирование преподавателей и родителей по вопросам, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания и обучения детей.

Психолог в детском саду

Психолог в детском саду – это специалист, который помогает ребенку быстрее акклиматизироваться к новой для него среде. Также в задачи этого специалиста входит предотвратить появление или уменьшить влияние факторов, которые могут отрицательно отразиться на детском развитии.

В целом, профессиональная деятельность психолога в детском саду развивается по трем направлениям.

Различают следующие направления работы психолога в детском саду:
  • Работа с ребенком. Психолог оценивает способности и особенности личности (страхи, наклонности) ребенка, для того чтобы определить наиболее эффективный метод взаимодействия с малышом. Также специалист определяет вероятные проблемы, с которыми ребенок может столкнуться в детском саду и делает все возможное, чтобы предотвратить их появление.
  • Консультирование родителей. На то, насколько быстро ребенок привыкнет к детскому саду и каким будет его дальнейшее пребывание в нем, большое влияние оказывает поведение родителей. Психолог объясняет взрослым, как можно помочь малышу в случае конфликтов, нежелания посещать детский сад. При выявлении отклонений в развитии ребенка, этот специалист предоставляет направление к соответствующим специалистам.
  • Консультирование воспитателей. В задачи психолога входит предоставить взрослому коллективу детского сада необходимую информацию о том, какие методы лучше использовать в работе с тем или иным ребенком.
Должностные функции психолога в детском саду
Акклиматизация ребенка к детскому саду, как было отмечено выше, одна из основных задач психолога в садике. Нежелание расставаться с родителями, неумение находить общий язык с другими детьми, враждебность по отношению к воспитателям – с этими проблемами знакомо большинство родителей, отдавших ребенка в садик. Психолог, используя различные методы, помогает ребенку справиться со всеми обстоятельствами, которые вызывают у него недовольство. Кроме помощи в адаптации у психолога в детском саду есть и другие обязанности.

Психолог в детском саду выполняет следующие функции:
  • Диагностика. Используя опросы, игры, тесты, психолог изучает личность ребенка, для того чтобы, в первую очередь, определить, соответствуют ли навыки малыша его возрасту. При обнаружении отклонений этот специалист составляет специальную программу, а в более серьезных случаях направляет к узким специалистам (логопеду, невропатологу, психиатру).
  • Обучение. Психолог разрабатывает и проводит (или помогает с проведением) мероприятия, способствующие детскому развитию, социальной адаптации, усвоению требуемых навыков.
  • Консультации. В ходе своей работы психолог проводит групповые или индивидуальные консультации как с детьми, так и с взрослыми (родителями и/или воспитателями).

Психолог в школе

Психолог в школе – это специалист с соответствующим образованием, который оказывает психологическую поддержку учащимся, а также родителям и учителям при необходимости. Большинство учеников, с которыми приходится работать психологу в школе – это подростки, которые отличаются скрытностью, иногда враждебностью по отношению к взрослым. Поэтому основная задача этого специалиста – найти общий язык с учениками, а также спрогнозировать вероятные или обнаружить существующие проблемы, которые дети часто скрывают.

Когда необходима помощь школьного психолога?
Если психолог в детском саду больше взаимодействует с ребенком, то в школе ему приходится обращаться к родителям или учителям, потому что подростки нередко отказываются самостоятельно идти на контакт. В то же время, помощь такого специалиста им необходима, потому что в подростковом возрасте психика становится уязвимой даже к незначительным раздражителям. Поэтому взрослым нужно контролировать поведение ребенка и в случае необходимости поставить в известность школьного психолога.

Помощь школьного психолога необходима, если у ребенка выявляются следующие проблемы:
  • застенчивость, пониженная самооценка;
  • отсутствие друзей, хобби;
  • интернет-зависимость;
  • повышенная активность;
  • агрессия по отношению к животным или людям;
  • резкое снижение успеваемости;
  • частые перепады настроения, тревожность.

Семейный психолог

Семейный психолог – это психолог, прошедший специализацию по семейной психотерапии. Семейная психотерапия – это относительно новый вид психотерапии, который рассматривает семью как единый организм, который существует и развивается по своим законам. С точки зрения семейного психолога проблема, с которой к нему обращается какой-либо член семьи, является следствием взаимодействия всей семьи.


К основным проблемам, с которыми работает семейный психолог, относятся:
  • проблемы во взаимоотношениях между мужем и женой; между родителями и детьми;
  • измены;
  • конфликты между родственниками;
  • эмоциональные и поведенческие проблемы у детей;
  • алкогольная, наркотическая, игровая и другие виды зависимости.

Советы психолога женщинам и мужчинам

Несмотря на то, что каждый случай индивидуален, существуют определенные закономерности семейных ошибок. Психологи рекомендуют придерживаться общепринятых советов, которые могут помочь в разрешении семенных проблем.

Советами психолога могут быть следующие:
  • Всегда обсуждать существующие проблемы и недопонимания. Основная причина разводов кроется в потере психологического контакта. Очень важно, когда и мужчина, и женщина пытается обсудить волнующие их проблемы.
  • Не забывать благодарить друг друга даже за малейшую услугу. Это может быть вкусный ужин или уборка квартиры. Важно, чтобы супруги знали, что их труд важен и ценен, а не воспринимается как должное.
  • Искренность – основа для любых взаимоотношений. надо стараться максимально быть честными друг с другом.
  • Учиться не требовать. Всем членам семьи будет легче, если они научатся выражать пожелания, а не требовать и настаивать.
  • Уметь удивлять другу друга и устраивать друг другу праздники без повода.
  • Никогда не ложиться спать обиженными и невысказанными. Обида копится и растет, и потихоньку обрастает как снежный ком. Важно вовремя поделиться и высказаться.
  • Если кто-то из членов семьи чувствует, что отношения зашли в тупик, то крайне важно не уходить от проблем, а сесть за стол переговоров.

Помощь психолога

Работа психолога заключается в оказании психологической помощи как отдельному человеку, так и группе людей (чаще всего семьям). Важно понимать, что в помощи нуждаются не только взрослые люди, но и дети. Очень часто взрослыми пренебрегается тот факт, что дети – это самостоятельные личности, которые также могу испытывать определенные трудности.

К видам психологической помощи относятся:
  • Помощь в разрешении семейных конфликтов. Не существует ни одной семейной пары, где временами не возникали бы конфликты. При этом конфликты могут быть на разных этапах взаимоотношений. Изначально, это конфликты между супругами, далее – разногласия между подрастающим поколением.
  • Помощь в пережитии острого кризисного периода. Это может быть развод, увольнение или просто конфликт в коллективе. Главное в любой конфликтной ситуации, как считают психологи, умение управлять конфликтом и не давать накопится отрицательным эмоциям.
  • Помощь при переживании утраты. В жизни каждого человека рано или поздно наступает момент утраты. Самым тяжелым является смерть близкого человека. Помощь психолога заключается в попытке пережить стадии утраты – от шока и отрицания до принятия утраты.
  • Помощь при посттравматическом стрессовом расстройстве или сокращенно ПТСР. Расстройство, которое может развиваться при единичной или повторяющейся травме, а в качестве травмы может выступать любая стрессовая ситуация - насилие, физическая травма, военные действия. Даже если в острый период человек справился с ситуацией и благополучно "вышел" из нее, это не значит, что впоследствии ему не грозит ПТСР.

Консультация психолога

На консультацию к психологу можно обратиться как самостоятельно, так и по рекомендации врача. Во время психологического консультирования психологи часто используются диагностические тесты и шкалы.

Основными методами в психологии является метод наблюдения и эксперимент. Необходимо отметить, что это два основных метода, на которых основывается не только психология, но и психиатрия. Однако кроме этих методов в психологии также используется ряд косвенных и промежуточных методик. Выбор той или иной методики определяется спецификой изучаемой проблемы.

Что делает психолог?

В психологии выделяют два вида наблюдения - самонаблюдение (внутреннее) и объективное наблюдение (внешнее).

Самонаблюдение - это непрерывное наблюдение за своими собственными психическими процессами и их внешними проявлениями. Другими словами, человеку необходимо анализировать свои мысли и сознание и то, что они порождают (внешнее поведение). Объясняется это тем, что лишь в единстве внутреннего и внешнего мира определяется истинная объективность.

Объективное наблюдение – это наблюдение за психическими явлениями со стороны. Основным требованием для такого научного наблюдения является наличие четкой цели. Также очень важно исключить момент случайности, что бы объективно оценить происходящее.

К другим методам в психологии относятся:
  • Беседа. В зависимости от поставленной задачи и специфики работы психолога беседа может носить различные цели. Например, Фрейд (а сегодня и его последователи) использовал вопросы в беседе, для того чтобы привести собеседника к осознанию вытесненных раннее желаний. Таким образом, беседа всегда носит целенаправленный характер - психолог должен четко понимать, что он хочет вынести из беседы с клиентом. Каждый последующий вопрос, задаваемый психологом во время беседы, должен учитывать предыдущий ответ.
  • Анкетированный метод. Данный метод больше используется для сбора статистических данных. Целью анкетирования является сбор данных для определенной проблемы. Метод широко использовался в педагогической психологии.
  • Тестирование. Данный метод предполагает использование различных диагностических тестов, опросников и шкал. Большое разнообразие этих тестов на сегодня объясняется широким спектром их применения. Так, существуют скрининговые шкалы, диагностические и проективные тесты.

Тесты психолога

Так, в своей повседневной работе психолог использует множество тестов. Чаще всего это диагностические тесты, то есть тесты для определения уровня психических отклонений. Детские психологи используют когнитивные тесты для оценки уровня умственной и психоречевой задержки. Взрослые тесты применяются для определения уровня тревоги и депрессии.

Психодиагностические тесты

Название теста

Для чего используется?

Тест Люшера (цветовой тест)

Тест предназначен для определения актуального эмоционального состояния, потребностей тестируемого и его глубинных проблем.

Тест Сонди

Тест направлен на выявление основных влечений у тестируемого человека. Таким образом, своей целью тест имеет определение планов и возможностей на дальнейшую жизнь.

Тест MMPI (многоаспектный миннесотский личностный опросник)

Является одним из самых популярных психодиагностических тестов. Направлен на исследование индивидуальных свойств личности. Тест содержит более 500 вопросов, которые, в свою очередь, разбиты на шкалы - депрессии, ипохондрии, истерии и так далее. По завершению тестирования определяется, какие личностные характеристики преобладают в человеке.

Самоопросник Бека

Призван оценить наличие депрессии и ее уровень. Согласно тесту количество баллов от 0 до 13 – это вариант нормы, от 14 до 20 – легкая депрессия, от 20 до 28 – умеренная депрессия, от 29 и выше - тяжелая.

Шкала Гамильтона

Состоит из двух субшкал - для оценки депрессии и тревоги. Как и предыдущая шкала, оценивает уровень этих двух состояний. Так, по оценкам тестирования выявляют легкую депрессию (от 8 до 14 баллов), депрессию средней степени тяжести (от 15 до 18 баллов); депрессию тяжелой степени (от 19 до 22 баллов) и крайне тяжелую депрессию (более 23 баллов).

Шкала Монтгомери и Асберга для оценки депрессии

Также используется для оценки уровня депрессии. Является более упрощенным и, как следствие, оперативным тестом. Поэтому может использоваться не только психиатрами и клиническими психологами, но и обычными психологами.

Тест MMSE (mini mental state examination - мини исследование когнитивного состояния)

Тест предназначен для скрининга (быстрого определения) регрессии когнитивных функций, то есть для определения деменции. Общая сумма баллов по тесту равняется 30 баллам - результат менее 27 баллов указывает на наличие когнитивных дисфункций. На деменцию (слабоумие) легкой степени указывает результат от 20 до 23 баллов, на деменцию умеренной степени 19 – 11 баллов и на тяжелое слабоумие результат менее 10 баллов.

Батарея лобной дисфункции

Также применяется для выявления ранних форм деменции. Однако данный тест является наиболее специфичным для выявления деменции с преимущественным поражением лобных долей головного мозга.

Тест Равена

Используется для определения уровня интеллекта. Согласно результатам теста определяется уровень интеллекта. Так, в пределах нормы считается результат от 70 баллов и выше. От 70 до 80 – это низкий уровень интеллекта; 80 – 90 – интеллект ниже среднего; 90 – 110 – средний уровень интеллекта; 110 – 120 – интеллект выше среднего и так далее. В свою очередь, умственная отсталость также делится на степени - от 70 до 50 – это легкая умственная отсталость, от 50 до 20 – средняя степень отсталости, и ниже 20 – тяжелая.

Шкала оценки психического состояния

Используется клиническими психологами и психотерапевтами для оценки состояния пациентов с ментальными (психическими) проблемами.

Шкала оценки позитивных и негативных симптомов при шизофрении

Аналогично используется клиницистами для оценки психического статуса (состояния) пациентов с шизофренией.

Шкала тревоги Шихана

Оценивает уровень тревожности у испытуемого. Важно отметить, что здесь идет речь о патологической тревоге – то есть о страхе, в кадре фобических и навязчивых расстройств. В зависимости от полученных результатов различают четыре степени тревоги - слабая, средняя, тяжелая и крайне тяжелая степень.

Анекдоты про психолога

На приеме у психолога клиент жалуется на свои страхи:
- Чего конкретно Вы боитесь? – спрашивает психолог.
- Больше всего на свете боюсь темноты и психологов – отвечает клиент.
- Ну, с психологами все понятно – говорит психолог – а почему темноты?
- Ну, мало ли в ней психологов!!!

**********************************************************************************************************

На приеме у семейного психолога специалист советует мужу:
- Если вы задержались после работы, то приходя домой, скажите какой-нибудь комплимент жене, что-то типа «Дорогая ты прекрасно выглядишь!»
- А если, я приползаю на четвереньках? – спрашивает муж.
- Похвалите ее педикюр – говорит психолог.

****************************************************************************************************************************************************************

На консультации у личного психолога:
- Мне иногда кажется, что в жизни нет смысла – жалуется клиент.
- Хорошо Вам – говорит психолог – мне иногда кажется, что он есть!
Имеются противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.


Автор:

Поделитесь с друзьями
Читать еще:
Оставить отзыв

Нажимая кнопку "Отправить", в данной форме, Вы соглашаетесь с Пользовательским соглашением, а также с Политикой обработки персональных данных

Имя:
Email:
Введите код:
Вернуться к началу страницы
ВНИМАНИЕ!
Информация, размещенная на нашем сайте, является справочной или популярной и предоставляется только медицинским специалистам для обсуждения. Назначение лекарственных средств должно проводиться только квалифицированным специалистом, на основании истории болезни и результатов диагностики.


По всем вопросам, связанным с функционированием сайта, Вы можете связаться по E-mail: Адрес электронной почты Редакции: [email protected] или по телефону: +7 (495) 665-82-00