Каждый из нас уверен в том, что знает самого себя на все 100%. Но это далеко не так, о чем свидетельствуют результаты психологических экспериментов, раскрывающих потайные струны человеческой души.
Стэнфордский тюремный эксперимент
Негативное влияние социальных условий на поведение человека наглядно проиллюстрировал знаменитый Стэнфордский тюремный эксперимент, проведенный в 1971 году под руководством психолога Филиппа Зимбардо.
В эксперименте приняли участие 24 психически здоровых мужчины, которых разделили на 12 заключенных и 12 надзирателей, поместив в имитированную тюрьму. В каждой камере находилось по 3 заключенных, тогда как надсмотрщики по трое несли восьмичасовую вахту.
Эксперимент должен был длиться 2 недели, но из-за возрастающей агрессии надзирателей и тяжелого психологического состояния заключенных, а также вследствие тенденции к усилению негативных эмоций у всех участников исследование "свернули" досрочно через 6 дней.
Стэнфордский эксперимент показал, что под влиянием социальной среды люди, наделенные властью, проявляют злость, агрессию, ярость и антигуманное отношение к своим подчиненным (в данном случае заключенным). Тогда как у людей, лишенных прав, снижается самооценка, вырабатывается пассивная манера поведения, развивается депрессия.
Слепота к изменениям
Интересный эксперимент, доказывающий, что зрительное восприятие и внимание крайне избирательно и не всегда соответствует действительности, был проведен в 1998 году.
В ходе эксперимента к пешеходам в студенческом городке подходил актер, который просил указать ему дорогу. В то время, когда пешеход объяснял, как пройти в указанное место, перед ним проносили деревянную дверь, на несколько секунд заслонявшую актера. В это же время происходила подмена актера на другого, разительно отличающегося внешне от первого. Примечательно то, что половина пешеходов не заметила подмены.
Зефирный эксперимент
В ходе эксперимента, который был проведен в Стэнфорде в 60-х годах, перед детьми в возрасте 4 – 6 лет ставили выбор: съесть немедленно один зефир либо подождать 15 минут и в качестве вознаграждения за терпение получить 2 зефира. Ребенок оставался в комнате один на один с зефиром и своими желаниями.
Интересно то, что дети, принявшие решение удвоить вознаграждение, подсознательно использовали тактику избегания, отворачиваясь от зефира или закрывая глаза.
Последующие наблюдения за детьми, принимавшими участие в этом эксперименте, показали, что те, кто смог проявить терпение и удвоить вознаграждение, были менее склонны к ожирению, поведенческим проблемам и зависимостям в юности.
Эксперимент Милгрэма: подчинение авторитету
Эксперимент Милгрэма под условным названием "подчинение авторитету", проведенный в 1961 году, показал, что в большинстве своем люди не способны открыто противостоять авторитету даже в случаях, когда указания вызывают внутренний конфликт у исполнителя и наносят физический ущерб третьим лицам.
Эксперимент заключался в том, что испытуемый (он же "учитель") должен был проверять память у "ученика" (роль ученика играл актер, о чем "учитель" не знал). За каждый неправильный ответ на задаваемый вопрос "учитель" по указанию экспериментатора должен был наказывать "ученика" разрядом тока в диапазоне от 15 до 450 В. При этом "ученик" кричал от имитированной боли, стучал в стену, говорил о том, что у него больное сердце и просил прекратить "экзамен".
В том случае, если "учитель" хотел прекратить "наказание", экспериментатор заставлял его продолжать урок. В итоге 65% испытуемых, несмотря на внутренние мучения, смогли дать разряд в 450 В.
Власть развращает: эксперимент с печеньем
Ни для кого не секрет, что власть "портит" людей, что доказал эксперимент с печеньем, проведенный в 2003 году под руководством психолога Дачера Келтнера. В эксперименте приняли участие трое студентов, двоим из которых было дано задание написать статью, а одному – оценить ее качество и назначить вознаграждение каждому.
В середине эксперимента экспериментаторы принесли испытуемым тарелку с пятью печеньями. Именно "босс" без колебаний съедал два печенья из пяти, причем делал он это неряшливо, роняя крошки, с открытым ртом, громко чавкая и пренебрежительно глядя на своих "подопечных".
Эксперимент конформизма Соломона Аша
Знаменитый эксперимент Соломона Аша, проведенный в 1951 году, показал, что желание соответствовать группе ("стадное чувство"), стремление "влиться" в коллектив и боязнь стать изгоем зачастую берут верх над стремлением отстаивать свою точку зрения и идти против мнения большинства.
Эксперимент заключался в следующем: добровольцам изначально предложили пройти групповой тест на проверку зрения, для чего достаточно было выбрать одну из трех предложенных полосок, которая соответствовала демонстрируемому образцу. Хитрость теста состояла в том, что в каждой группе из 2 – 7 человек все, кроме испытуемого, были "подставными" участниками, которые сбивали испытуемого неправильными ответами.
В итоге около 75% испытуемых были солидарны с мнением большинства хотя бы один раз. При этом было отмечено, что чем большее количество "подставных" участников было в группе, тем сильнее испытуемый поддавался провокациям со стороны группы.
Эксперимент безразличного свидетеля
В 1968 году психологи Д. Дарли и Б. Латейн провели эксперимент, результаты которого доказывают тот факт, что вероятность получить помощь от незнакомых людей тем меньше, чем большее количество людей станут свидетелями произошедшего.
Группе студентов предложили поучаствовать в дискуссии на деликатные темы, касающиеся университетской жизни. Чтобы студенты чувствовали себя более комфортно, их поместили в разные комнаты, а общение осуществлялось по телефону. В процессе разговора один из участников беседы симулировал эпилептический припадок, распознать который можно было по характерным издаваемым звукам.
В том случае, если в разговоре принимали участие двое собеседников, то в 85% испытуемый пытался помочь и повлиять на сложившуюся ситуацию. Когда количество собеседников возрастало до пяти, всего лишь 31% испытуемых проявили участие и неравнодушие, тогда как остальные не предприняли никаких мер, надеясь переложить ответственность на кого-то другого.
Эксперимент Леона Фестингера
В 1959 году Леон Фестингер провел эксперимент, иллюстрирующий, что мы готовы обманывать самих себя и окружающих, лишь бы наши действия не выглядели глупо и бессмысленно, чтобы между нашими убеждениями и поведением не возникало противоречий.
В ходе эксперимента испытуемые два часа потратили на абсолютно бесполезную работу – перекладывали катушки, поворачивали колышки, вкрученные в доску. Выполнив столь "увлекательные" задания, испытуемым предлагали обмануть следующую группу участников эксперимента, рассказов о пользе проделанной работы. Такая ложь вознаграждалась одним долларом либо двадцатью.
Интересно то, что участники, которым за ложь заплатили 1 доллар, по истечении времени отзывались о проделанной работе как об интересной, развивающей моторику рук и координацию движений, тем самым оправдывая себя. Те, кто заработал за ложь 20 долларов, подобного энтузиазма по поводу бессмысленной работы не разделяли, но их успокаивала полученная сумма.
Анализируя рассмотренные эксперименты, можно сделать неутешительный вывод: окружение и социальные факторы зачастую пробуждают в нас животные инстинкты, не имеющие ничего общего с благородством, честностью и нравственностью. Ради достижения поставленной цели и самоутверждения мы готовы лгать, предавать и совершать подлые поступки. Но стоит ли игра свеч? Ведь муки совести будут преследовать нас всю оставшуюся жизнь.
Источник:
Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!
Оставить отзыв
Нажимая кнопку "Отправить", в данной форме, Вы соглашаетесь с Пользовательским соглашением, а также с Соглашением об обработке персональных данных