Продукты питания, главным образом мясо и жиры животного происхождения, при сбалансированной диете должны быть пищевыми компонентами второго плана, т.к. в данном случае возникает острая нехватка в других крайне востребованных организмом биоактивных веществ, в основном входящих в состав растительной пищи. Это – витамины, микро- и макроэлементы, фитонциды, органические кислоты, пектины, пищевые волокна (ранее принимавшиеся за балластные вещества) и т.д.
Однако потребление мяса и животных жиров в развитых государствах непрерывно растёт. Статистика утверждает: потребление жиров в США выросло с 1912 года в среднем на треть, а потребление сахаридов снизилось на 42%.
Сегодня среднестатистический гражданин США потребляет 70% протеинов животного происхождения, тогда как в начале XX века более 50% протеинов, содержащихся в пище, были растительного происхождения. Около 60-65% калорий приходится на жиры и сахарозу, и лишь 20% - на растительную пищу.
Статистика и клинические исследования показали, что если по протеинам, жирам и сахаридам питание среднестатистического человека нормально или даже избыточно, то по количеству и разнообразию жизненно необходимых микро- и макроэлементов, витаминов и других биологически активных веществ, входящих в состав растений, сильно отстает от нормальных показателей. Поэтому нехватка микроэлементов и витаминная недостаточность в наше время наблюдаются повсеместно.
В Соединенных Штатах с 1970 года уменьшилось потребление пищевых волокон на 40%. Снижение потребления клетчатки также обусловлено снижением потребления продуктов растительного происхождения. Вместо этого существенно выросло потребление продуктов, подвергшихся рафинированию. Пример – избыточное потребление сахара, который из полезного продукта превратился в загрязнитель пищи.
За последние 40 лет химическое строение промышленного сахара изменилось, а значит изменилось и его воздействие на организм. Известно, что в состав коричневого, нерафинированного сахара помимо сахарозы (концентрация которой в сахарной свёкле составляет 25%, а в сахарном тростнике – 18%) входят другие простые сахариды – арабиноза, раффиноза, а также витамины и микроэлементы. При его очищении многочисленные микронутриенты остаются в мелассе, как отходы.
Существует определенная разница в биохимическом воздействии рафинированного и коричневого сахара. Нерафинированный коричневый сахар, содержащий биоактивные вещества, обладает, как и свекла, полезными для здоровья свойствами.
Он оказывает общеукрепляющее, антидиабетическое, противосклеротическое, диуретическое, антивоспалительное воздействие, снижает артериальное давление, регулирует сахаридный и жировой метаболизм, снижает риск развития кариеса.
Восточные сладости, которые часто продавались на базарах восточных стран, представляли собой выпаренный сок цитрусов, сахарного тростника, граната и других растений. Более того, например, в Индии сегодня изготавливают гар – выпаренный сок сахарного тростника без рафинирования. Здесь местные верования не позволяют употреблять очищенный сахар.
Очищение сахара как пример потери естественных полезных свойств продуктов - не единичный случай. Таким же образом можно охарактеризовать и хлеб, произведенный из белой муки. Исследования показали, что такой хлеб при продолжительном употреблении провоцирует рост раковых опухолей у крыс и мышей.
Очищение растительных масел также приводит к денатурализации и потере продуктом полезных микронутриентов. Список таких продуктов можно продолжать долго.
В наш техногенный век для поддержания здоровья необходимо свести потребление вредных денатурализованных продуктов к минимуму, а также придерживаться сбалансированной диеты и вести здоровый образ жизни. При составлении индивидуальной системы здорового питания рекомендуется получить консультацию диетолога.