Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!
Причины возникновения
В данный момент однозначных причин возникновения РДА не выявлено. Аутизм чаще всего выявляется у мальчиков (примерно в 4 раза чаще, чем у девочек). В среднем частота встречаемости аутизма 6 на 1000 человек.
Вот лишь некоторые теории этиологии данного заболевания:
1. Генная теория.
Существует связь РДА с генотипом человека, но пока неясно, что именно вызывает заболевание – взаимодействие генов между собой или мутация.
2. Тератогенная теория.
Если тератогены (вещества или факторы среды, вызывающие врожденные аномалии) воздействуют на организм беременной женщины на протяжении первого триместра беременности, то они могут вызвать нарушения формирования головного мозга, что в свою очередь может привести к развитию аутизма. Такими тератогенами могут быть продукты питания с большим количеством консервантов и нитратов, алкоголь, наркотические и некоторые лекарственные препараты, инфекционные заболевания, никотин, вредные факторы окружающей среды (выхлопные газы, фенол, соли тяжелых металлов) стресс и др.
3. Связь возникновения аутизма с вакцинацией (вакциной КПК) не доказана, так как проявление первых симптомов данного заболевания часто совпадает по временным рамкам со сроками вакцинации.
Клиника
1. Социальные нарушения.
Нарушения в социальной сфере становятся заметными уже в раннем детстве. Несмотря на то, что у большинства детей основная масса симптомов проявляется примерно с 18 месяцев, уже с младенчества можно заметить некоторые изменения.
Дети, больные РДА, реже улыбаются взрослым и откликаются на свое имя. Уже на первом году жизни у таких детей отсутствует реакция на многие раздражители, особенно на удаленные, возникает страх перед некоторыми раздражителями (шелест газеты), отсутствует поза готовности, когда ребенка берут на руки (малыш не приникает к берущему, не радуется).
Часто дети долго не начинают ходить, несмотря на отсутствие признаков поражения опорно-двигательного аппарата. В старшем возрасте они практически не смотрят в глаза взрослым, не могут четко выразить свои желания. С 3-х до 5-ти лет такие дети редко приближаются к посторонним, слабо реагируют или совсем не реагируют на проявление ими эмоций. Но в то же время они привязываются к людям, которые о них заботятся, хоть и в меньшей степени, чем это делают здоровые дети.
Детям – аутистам сложно заводить и поддерживать дружеские отношения, они играют в одиночестве, часто предметами, не предназначенными для игры. Инстинкты у таких детей ослаблены.
2. Нарушение общения.
Почти половина детей, страдающих аутизмом, имеют сниженный уровень речевого развития. Они поздно начинают лепетать, реакция на попытки общения обычно ослаблена. Говорить больные дети также начинают поздно. Их речь характеризуется выраженными нарушениями грамматической структуры, в ней отсутствуют личные местоимения.
3. Частые повторяющиеся действия, ограниченные, нередко приобретающие характер ритуала.
Ребенок многие движения выполняет бесцельно – взмахивает руками, раскачивает туловище. Дети с РДА имеют выраженную потребность в однообразии, они активно сопротивляются любым переменам. Далее развивается ритуальное поведение – повседневные занятия выполняются в определенном порядке и в одно и то же время.
4. Другие симптомы
У детей, больных аутизмом, наблюдаются частые и тяжелые вспышки гнева и агрессии, которые преимущественно связаны с неспособностью сообщить о своих нуждах или вмешательством кого-либо в ритуалы и обычный распорядок ребенка.
У некоторых аутистов возможны различного рода припадки, в том числе и судорожные, имеются нарушения сна, аппетита, разборчивость в еде.
Диагностика
В основе диагностики лежит анализ поведения ребенка. Предварительный диагноз выставляется участковым педиатром на основании жалоб (со слов родителей), данных собственного осмотра и оценке степени физического и нервно-психического развития ребенка. В списке выявленных нарушений обязательно должны быть:
- качественное нарушение социальных взаимодействий
- повторяющееся, ритуальное поведение
- отсутствие у ребенка эмоциональной взаимности
- стереотипная (повторяющаяся) речь
- постоянный интерес к определенным предметам
Для постановки окончательного диагноза необходимо заключение детского невролога, а в старшем возрасте – детского психиатра.
Точный диагноз обычно выставляется ребенку, возраст которого достиг 3-х лет, хотя возможны и исключения.
Лечение
В настоящее время окончательно вылечить детский аутизм невозможно.
Медикаментозное лечение применяется только симптоматически и назначается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО неврологом или детским психиатром, у которого ребенок находится под постоянным наблюдением. По необходимости назначаются противосудорожные препараты, антипсихотики, антидепрессанты, психостимуляторы. Однако, назначение этих препаратов во многих источниках оспаривается (кроме противосудорожных – по жизненным показаниям), учитывая их слабую клиническую эффективность и большое количество побочных эффектов.
В основном лечение аутистов сводится к их психосоциальной адаптации и реабилитации, которая проводится родителями под контролем квалифицированных медицинских специалистов и педагогов. Занятия должны быть систематическими и длительными.
Существуют различные реабилитационные мероприятия, включающие в себя и длительное специальное образование, и логопедическую терапию и трудотерапию, а также обучение специальным навыкам.
Хороший реабилитационный эффект оказывает иппотерапия (лечение с помощю лошадей) и дельфинотерапия, так как больным детям проще вступить в контакт с животными, чем с людьми. В случае иппотерапии терапевтический эффект оказывает как непосредственный контакт ребенка с лошадью, так и уникальная физическая и эмоциональная нагрузка, которую получает ребенок при езде верхом. Занятия обязательно должны проводится под наблюдением иппотерапевта, и контролироваться лечащим врачом.
Хорошо зарекомендовали себя также занятия плаванием под руководством опытных методистов. В водной среде ребенок получает ощущения, которые в обычной жизни ему недоступны, и тем самым учится контактировать и адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды.
Профилактика
Учитывая, что точные причины аутизма у детей все еще не установлены, профилактика включает в себя комплекс общепринятых правил, которые должна соблюдать беременная женщина.
1. Исключить употребление алкоголя, никотина, наркотических препаратов.
2. Все лекарственные препараты принимать ТОЛЬКО по назначению врача, который знает о беременности пациентки.
3. Вовремя обращаться за квалифицированной медицинской помощью при первых симптомах инфекционного заболевания.
4. По возможности избегать или ограничить нахождение в экологически загрязненных и небезопасных местах.
5. Соблюдать рекомендации по питанию, избегать продуктов, содержащих в составе искусственные красители, консерванты, усилители вкуса.
Отзывы