- Масса головного мозга
- Спинной мозг
- Рефлексы новорожденного
- Двигательная активность ребёнка. Особенности развития
- Развитие общения и эмоционального статуса. Развитие условнорефлекторной деятельности
- Развитие речи
Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!
Масса головного мозга
Масса головного мозга ребёнка относительно массы его тела - большая. Для проявления ясности можно сравнить массу новорожденного и взрослого человека. У новорожденного на 1 кг массы приходится около 100-110 г мозга, у взрослого данная масса - в 5 раз меньше.Спинной мозг
Спинной мозг к рождению ребёнка является более развитым, нежели головной. Постепенно, по мере роста и развития ребёнка, состав головного и спинного мозга меняется. В головном мозге снижается количество воды, накапливается белковое вещество. Также изменяется его структура. Дифференциация нервных клеток приблизительно к 8 годам достигает строения взрослого человека.Покрытие нервных путей миелином протекает до взрослого возраста. Таким образом, в старшем подростковом возрасте отдельные нейроны, как правило периферические, не покрыты миелиновой оболочкой. Миелиновая оболочка необходима для защиты нервной клетки и координации движений. О миелинизации можно судить по скорости проведения возбуждения по нервным волокнам и по тому, как быстро производится ответная реакция.
Кровоснабжение нервных структур у детей в несколько раз превышает кровоснабжение взрослого человека. Данная способность объясняется богатой капиллярной сетью, которая развивается и после рождения. Потребность мозга в кислороде у детей выше, чем у взрослых, в связи с развитием и ростом.
Рефлексы новорожденного
Ребёнок рождается с рядом рефлексов, которые помогают в оценке нейропсихического развития. Данная оценка должна проводиться с определёнными условиями:- тёплое помещение;
- ребёнок должен быть бодрым, чистым, сухим и накормленным;
- все манипуляции должны быть безболезненными;
- рефлексы оцениваются в трёх основных положениях: в положении на спине, животе и вертикальном.
Ниже описаны распространённые рефлексы, наблюдаемые при анализе нейропсихического развития:
Хоботковый рефлекс
Результатом является вытягивание губ в виде хобота при лёгком ударе пальцем по губам ребёнка.
Сосательный рефлекс
Пропадает в возрасте одного года. Данный рефлекс проявляется тогда, когда ребёнок первый раз получает соску или грудь.
Поисковый рефлекс
Пропадает к концу первого года жизни. При поглаживании кожи возле угла рта, не касаясь его, ребёнок поворачивается в ту сторону, опускается губа и язык отклоняется в сторону раздражителя.
Хватательный рефлекс
При раздражении ладони ребёнок захватывает предмет - как правило, пальцы того, кто исследует. Такого же эффекта можно добиться при раздражении основания II-III пальцев ног - происходит сгибание пальцев.
Рефлекс Бабинского
Штриховое раздражение стопы в направлении от пятки к пальцам вызывает разгибание большого и сгибание остальных пальцев. В течение первых двух лет рефлекс считается физиологическим.
Лабиринтный тонический рефлекс
Меняют положение головы в пространстве. Рефлекс достигается благодаря повышенному тонусу мышц - разгибателей спины, шеи и ног. При повороте ребёнка на живот увеличивается тонус сгибателей спины, шеи и конечностей.
Рефлексы Ландау (нижний и верхний)
Верхний рефлекс Ландау
Данный рефлекс формируется к 4 месяцам жизни. В положении на животе ребёнок поднимает голову и туловище путём упора рук на поверхность, на которой лежит.
Нижний рефлекс Ландау
Данный рефлекс проявляется в возрасте 5-6 месяцев. Рефлекс проявляется разгибанием и поднимаем ног в положении лёжа.
Помимо вышеперечисленных, существует множество других рефлексов. Каждый врач, осматривая ребёнка, должен определить присутствие патологических рефлексов.
Двигательная активность ребёнка. Особенности развития
По мере внутриутробного развития плод совершает различные движения, тем самым обеспечивая себе удобное положение. Таким образом, поза, в которой находится плод, способствует уменьшению давления на стенку матки и благоприятному течению беременности.С самого начала ребёнок указывает на свою способность к движению. Повороты головки, туловища, отталкивание ножками - всё это чувствует будущая мать. Движения ребёнка отражают уровень развития его рефлекторной деятельности.
Благодаря движениям ребёнка, и его приспособленности, облегчается процесс родов.
Двигательное развитие новорождённого
Движения новорожденного отличаются своей хаотичностью и отсутствием координации, которая развивается поэтапно после рождения.Постепенно, с общим развитием ребёнка, движения становятся более скоординированными и целенаправленными. Процесс развития двигательной активности весьма сложен, и носит поэтапный характер:
- 2-3 неделя. На данном этапе, развиваются мышцы глаз, благодаря чему ребенок может фиксировать свой взгляд на предмете (в начале - более ярком), затем ребёнок может наблюдать за предметом в движении благодаря развитию шейных мышц. Он может наблюдать за высоко поднятым предметом и поворачивать голову в ту сторону, где, например, находится игрушка.
- Возраст 1 – 1,5 месяца. На данном этапе ребёнок совершает координированные движения руками, а именно - изучает своё лицо. В дальнейшем поднимает руки над головой в целях изучить себя. Также в этом возрасте ребёнок может держать голову.
- Возраст 3-3,5 месяца. Ребёнок изучает свое положение и место, где он спит. На данном этапе сформировываются целенаправленные движения. Ребёнок изучает пальцы рук и игрушки, которые висят над его кроватью. При этом чем меньше по размерам игрушка, тем быстрее пойдёт процесс развития.
- Возраст 12-13 недель. В этот период ребёнок держит двумя руками предметы, а именно одеяльце, игрушки и другие мягкие предметы, которые его окружают.
- Начиная с 5 месяца хватательные движения напоминают движения взрослого человека. Разумеется они сопровождаются множеством других сопутствующих лишних движений. Как правило, ребёнок в основном берёт предметы ладонью - пальцы играют меньшую роль, являются вспомогательным звеном, чтобы приблизить игрушку к ладони. Помимо того, в акте хватания нередко участвуют и другие группы мышц. В этом возрасте ребёнок переворачивается со спины на живот, на 6 месяце - с живота на спину. Такие новые для ребёнка движения формируются благодаря развитию мышц спины, и их скоординированному сокращению.
- На 6-7 месяце ребёнок в состоянии сидеть без поддержки взрослого, благодаря развитию мышц ног.
- В возрасте 7-8 месяцев появляется согласованная работа между зрительным и двигательным анализатором. Благодаря этому действия и движения ребёнка становятся более скоординированными и целенаправленными.
- К 9-10 месяцам хватание совершается с помощью смыкания большего, второго и третьего пальцев руки. Позже, в возрасте 1 года, ребёнок способен использовать дистальные фаланги указательного и большего пальцев, благодаря чему совершаются более сложные движения с участием мелких деталей.
Таким образом, ребёнок развивается, и с каждым следующим месяцем учится чему-то новому, познаёт себя и окружающий мир. Синхронные движения рук и ног помогают ребёнку двигаться, что увеличивает его кругозор.
Ползание и ходьба
Стандартным исходным положением является положение на животе, голова и плечевой пояс приподнят. Взгляд ребёнка ориентирован на игрушку либо предмет, находящийся впереди него.В возрасте 6 месяцев начинаются первые попытки, которые могут закончиться не совсем удачно.
Более зрелое ползание с участием рук и ног проявляется в период 7-9 месяцев. К концу 9 месяца ребёнок усваивает позу на четвереньках.
В этом же возрасте начинаются более новые движения и эксперименты для ребёнка, а именно начало ходьбы. Данный процесс насколько сложен, настолько и интересен, поэтому большинство детей начинают быстро привыкать к ходьбе. Самым сложным элементом является первый шаг, поэтому дети начинают свой путь либо в манеже или кроватке, либо с помощью взрослых.
В возрасте 8-9 месяцев ребёнок, держась за кроватку, начинает вставать и потихоньку, держась за опору, передвигается по её периметру. Затем ребёнок начинает переступать с помощью взрослого, а именно держась двумя руками, спустя некоторое время - за одну руку.
Сроки развития ходьбы могут варьировать. Некоторые дети могут начинать свой путь в возрасте 1 года. Другие, более спокойные дети, начинают ходить в возрасте 1,5 года. Разумеется, походка отличается от таковой у детей постарше. Ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, спина в верхнем отделе наклонена вперёд, в нижнем отделе - наоборот. Помимо этого, малыш инстинктивно держит ручки у груди, таким образом обеспечивая страховку при возможном падении. Первые попытки могут быть неудачными, но ничего не происходит без ошибок. Походка отличается отсутствием баланса при движении, ноги широко расставлены, стопы направлены в стороны.
Таким этапным характером развиваются ходьба, движение руками и изучение более сложных процессов.
Уверенная ходьба устанавливается в возрасте 4-5 лет. При этом всё индивидуально, и может отличаться от каких-либо норм, поскольку каждый ребёнок уникален. С каждым годом ходьба становится всё более похожей на взрослую.
Механизму развития помогает участие родителей и их эмоциональная поддержка, так как ребёнок чувствует психологическую атмосферу в семье лучше всех.
Развитие общения и эмоционального статуса.
Развитие условнорефлекторной деятельности
Основной движущей силой в развитии рефлексов в первые месяцы жизни ребёнка является голод. Таким образом, когда ребёнок голоден, то демонстрирует это с помощью плача и крика. Мама берёт ребёнка на руки, он и постепенно успокаивается. Условные рефлексы развиваются медленно, и их дифференцировка начинается в возрасте 2-3 месяцев.В возрасте 2 лет ребёнок достигает общего развития и совершенства.
Эмоциональный фон ребёнка близок больше к отрицательному характеру, так как все эмоции - это сигнал для родителей. Так, если малышу холодно, либо он голоден, либо у него возникли боли в животе, он с помощью крика привлекает к себе внимание. Такое проявление чувств является первой ступенькой в общении со взрослыми.
Взаимосвязь между матерью и ребёнком устанавливается очень рано, и с каждым днём возрастает.
Развитие общения, эмоций и условных рефлексов проходит в несколько периодов:
- Первые дни жизни малыша интересует лишь его кормление. Поэтому в первые дни ребёнок только спит и ест, и это продолжается длительное время.
- Начиная с 2-3 недели, после кормления ребёнок делает остановку и изучает лицо своей матери - вроде как совершает знакомство с той, кто его кормит, одевает и ухаживает за ним.
- На 1-2 месяц жизни ребёнок уже знакомится не только после еды, и не только с матерью, но и с окружающими людьми. Акцентирует свой взгляд на незнакомых людях.
- На 6-7 неделе ребёнок приветствует свою маму первой улыбкой. Постепенно его оживление будет более очевидным, так как участие в приветствии примут ручки и ножки.
- Начиная с 9-12 недель ребёнок становится более раскрепощенным, двигательная активность сопровождается смехом, повизгиванием.
- Распознавание близких и незнакомых людей устанавливается в возрасте 4 месяцев. Среди всех ребёнок выделяет свою маму, и поэтому в некоторых ситуациях может негативно отреагировать на то, что кто-то чужой взял его на руки. Реакция на незнакомого человека у некоторых детей бывает позитивная, то есть ребёнок улыбается, смеётся, но чаще даже такая реакция переходит в негативную. Как правило, этот элемент является самозащитой от опасности. Спустя некоторое время такое отношение пропадает, тем более, если взрослого человека он будет видеть чаще.
- В возрасте 6-7 месяцев возникает интерес к предметам, в особенности к игрушкам, которые окружают его. В это же время увеличивается интерес ко взрослым, а именно к их речи. Ребёнок пытается повторять за ними какие-либо звуки, и первая речь ребёнка - это лепет.
- Сенсорная речь является ключевым моментом в контакте ребёнка с внешним миром. Малыш понимает то, о чём говорят взрослые, и показывает это с помощью движения головой или протягиванием ручек в сторону предмета, о котором шла речь.
- В возрасте 9 месяцев увеличивается запас эмоции. Они могут быть абсолютно разными, и на разных людей ребёнок реагирует разнообразно. В его поведении появляются элементы стеснительности - он понимает, что можно, а что нельзя. В дальнейшем на смену сенсорной приходит моторная речь.
Как любой отдельный этап в жизни, развитие речи также проходит в несколько периодов.
Развитие речи
Развитие речи напрямую зависит от созревания головного мозга и развития в общей целостности структур, отвечающих за общение. Таким образом, выделяют следующие этапы становления речи:1. Начальный (подготовительный) этап. Как правило, начинается в возрасте 2-4 месяцев. В данный период ребёнок начинает произносить звуки, которые показывают, что ребёнок доволен либо нет. Это проявление называется гулением. Гуление вызывается положительными эмоциями - таким образом ребёнок показывает своё удовольствие и радость. Начиная с 7 месяцев гуление сменяется лепетом. Ребёнок произносит уже некоторые слоги, которые на слух более понятны для взрослого.
2. Зарождение сенсорной речи. Под термином "сенсорная речь" подразумевается лепет, который сочетается с пониманием значения слов, которые ребёнок слышит от взрослого. На этом этапе ребёнок реагирует на вопросы. Как правило, он зрительно наблюдает за предметом, о котором говорят вокруг. В возрасте одного года запас слов увеличивается, лепет обогащается с каждым днём. В этом возрасте запас понимаемых слов близок к 20. Ребёнок слушается, различает понятия "можно" и "нельзя". Также появляется интерес в общении со взрослыми. Ребёнок жестикулирует, машет ручками, приветствует по просьбе родителей незнакомых людей.
3. Становление моторной речи. У всех детей наступает этап, когда они не просто понимают слова, а когда хотят, чтобы поняли их. В возрасте 11 месяцев ребёнок произносит несколько слов (15-20), понимает их значение, и в дальнейшем развивает этот дар всё больше и больше. Девочки намного быстрее начинают говорить, нежели мальчики. Первыми словами всех детей являются простые слова, состоящие из одинаковых слогов, к примеру: мама, папа, ива, дядя. Ко второму году жизни запас увеличивается в 2 раза. Этот период считается одним из самых ярких и запоминающихся в жизни ребёнка. Малыш понимает связь между предложениями, и свободно воспринимает сказки со слов взрослого. Также в этот период очень хорошо развивается слуховая память. К концу второго года ребёнок уже лучше произносит слова, и словарь увеличивается до 300 слов.
Необходимо отметить, что благополучному развитию моторной речи ребёнка помогает общение с родителями. Если в один из этапов становления речи возникают проблемы, и родители не в состоянии справиться самостоятельно, то необходимо подумать о помощи логопеда. В любых ситуациях нужно помнить, что лишь забота и ласка помогают нормальному развитию, а негативные эмоции могут лишь затормозить и испугать малыша. Поэтому основная задача родителей заключается в сохранении и обеспечении семейной атмосферы.